Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передаёт сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливают заикание.
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме, того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.д. Это нормальный процесс становления ритмической речи. Когда ребёнок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребёнок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.
Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз!
Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается начальным, если больше – закрепившимся.
При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Попробуйте мобилизовать для этого всех членов семьи. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз!
При начальном заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребёнку изменить манеру речи. Помните, дети подражают речи окружающих взрослых!
Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.
Требование говорить медленнее, создаёт у ребёнка впечатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребёнка или разговаривать с ним).
ЗАДАНИЯ
- Приучите ребёнка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
- Полезно петь, двигаться под музыку.
- Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.
Нужно ли создавать специальный режим, если заикание отмечается более двух-трёх месяцев?
Конечно, режим должен быть щадящим, но основная установка – ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия до шести лет. И, конечно, по-прежнему не забывайте, что домашний режим намного предпочтительнее детского сада. Естественно, ребёнок продолжает находиться под наблюдением врача-психиатра, контролирующего медикаментозное лечение.
Уже в три года многие дети могут начать занятия с логопедом. Не откладывайте их.
Вам необходимо помнить, что волнообразность характерна для течения заикания. В моменты так называемого ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.
В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.
ЗАДАНИЯ
- Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, - незаикающимся персонажем, но и улучшают умение высказываться.
- Упражняйте ребёнка в пересказе различных литературных произведений. Начинать лучше с таких простых, как «Сказки в картинках» В. Сутеева, рассказов Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Затейники», которые доступны и четырёхлетнему ребёнку. Детям постарше предложить более сложные рассказы Н.Носова, В.Драгунского, Б.Житкова, В.Гаршина, сказки Р.Киплинга.
- Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребёнка читать по слогам. Чтение по слогам – бесценное логопедическое упражнение. Как мы знаем, каждое слово имеет свою слоговую структуру, свой ритм. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги. Нужно также отметить, что заикающиеся дети склонны использовать более сложные слова и речевые обороты, чем те, к которым готова их артикуляционная моторика. И послоговое прочитывание является профилактикой запинок.