Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Процесс развития речи заключается:
- в овладении разговорной речью;
- развитии понимания обращенной речи;
- выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами.
Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия.
Так ребёнок должен:
- быть психически и соматически (soma (греч.) – тело (человека)) здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
«Почемучки»
(от 3 до 4 лет)
С трёх лет жизни ведущей формой деятельности становиться игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.
Четвёртый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?».
В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребёнка к языку.
Звукопроизношение. Ребёнок четвёртого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з], [ц]. В этом возрасте он ещё не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш] [ж] [ч] [щ] и часто заменяет их свистящими [с] [з] [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [] [] [] может заменять звуком [л]. реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).
Слоговая структура слова. В некоторых словах ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин» чемодан как «чедоман» и т.д.
Словарный запас. К четырём годам активный словарь ребёнка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов всё чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два), а также притяжательные прилагательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Грамматический строй речи ещё формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласование слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Один колесо», «У меня много подругов», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы: «хОлодная вода», бОлит рука».
Фразовая речь. Пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространённая форма высказываний в этом возрасте – простое распространённое предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
«Любознательные»
(от 4 до 5 лет)
На пятом году жизни речь ребёнка становится разнообразнее, правильнее, богаче.
Звукопроизношение. Ребёнок данного возраста овладевает чётким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж ], [ч ],[щ]. В норме пятилетние дети должны научиться чётко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) даёт возможность ребёнку точно излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми.
Грамматический строй. Ребёнок относительно свободно пользуется структурой сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Связная речь. Ребёнок начинает овладевать монологической речью: умеет связно рассказывать о событиях из собственной, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказывать об изображённом событии на картинке или на серии картинок.
Игры для детей 4-6 лет
Очень интересно играть и заниматься с детьми 4-6 лет. Это тот самый возраст, когда, формируя какой-то речевой навык, вы быстро чувствуете отдачу. Помимо этого, волевые процессы у ребят-дошколят несоизмеримо выше, чем у трёхлеток. Поэтому и занятия проходят плодотворнее. Не будем забывать и о возрастных задачах: именно в 4-5 лет у детей возникает потребность в интеллектуальных заданиях. Речевых упражнениях. Они начинают слышать неточности своей и чужой речи, ошибки и искажения в звуковом составе слова. Отсюда возникает огромное желание научиться хорошо говорить, читать и писать. Теперь ваши игры будут сильно отличаться от всех предыдущих и содержанием, и организацией, и временем проведения. Но направления работы остаются те же, за исключением одного – дыхательной и артикуляционной гимнастики. Теперь эти упражнения нужно делать только под руководством логопеда. Если у ребёнка есть нарушения звукопроизношения, исправить это также задача специалиста-логопеда. Параллельно с работой по коррекции звукопроизношения должна идти работа по формированию правильной структуры слова, особенно, если
она нарушена. Без слоговой структуры слова нет и самого слова. К сожалению, часто не только родители, но и логопеды недооценивают важность работы в этом направлении. Слоговая структура – это как арматура, на которую надеваются звуки. Выпадение звука или слога, перемена их местами, добавление лишних – всё это делает слово подчас неузнаваемым. Например, попробуйте угадать, что значит «аик». Если для 2-летнего крохи «снеговик» вполне можно произнести и так, то для 5-летнего это недопустимо. В основе нарушения слоговой структуры слова лежит нарушение фонематического слуха и чувства ритма. Займитесь и тем, и другим, даже если ваш малыш хорошо и чисто говорит длинные слова. Его речевое развитие только выиграет от таких игр и упражнений.
Случается, что всё внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребёнка чистого звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Что толку от идеальных звуков, если ребёнку трудно увязать слова в предложении, изменить их по падежам, родам и числам. Речь такого ребёнка полна аграмматизмов: вместо «вёдер» мы слышим «вёдров», вместо «много пчёл» - «много пчелей», а у куклы, оказывается, «красный платье». Грамотная речь должна быть грамматически правильно оформлена, потому что все эти ошибки неизбежно проявляются при письме. Если у малыша логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на занятия, ведь исправлениеэтой неприятностизанимает очень много времени. Определить грубые аграмманизмы нетрудно. Например, если малыш всё время говорит: «большой машина», «Красивая мяч», не пользуется предлогами, предпочитает объясняться жестами или словами «там», «сюда», «вот» вместо называния места или предмета – это грубые аграмматизмы. Если в речи присутствуют единичные случаи, например: «У меня пять карандашов», то такие аграмматизмы, скорее всего, пройдут с возрастом.
Занимаясь с малышом развитием грамматического строя речи, также учат его понимать разные грамматические конструкции и употреблять их в активном словаре. В полном объёме такую работу проводит логопед.